Вчитайтесь в эти выстраданные строки о военном времени и помните…!

В 1940 – 1941 годах в районе было 49 школ, в том числе 5 средних, 10 семилетних и 34 начальных. Из них на селе было 44 школы. За время боевых действий было сожжено 22, разрушено 15, в том числе 12 школ полностью стёрты с лица земли. Все уцелевшие школы нуждались в большом ремонте. Из 34 изб-читален – 18 сгорели полностью. Сожжены школьная мебель и уничтожены все учебно-наглядные пособия. Вместе со всей страной переживали горести и лишения войны и боролись с врагами учителя и работники школ, в основном женщины, ученики школ.

Соколовская начальная школа

Соколовская начальная школа начала работать как церковно-приходское училище в 1885 году в деревне Соколово. Это было кирпичное здание под железной крышей рядом с церковью. Одним из первых учителей был Румянцев Василий Сергеевич. Долгие годы, более 40 лет работала в Соколовской начальной школе его дочь Виноградова Татьяна Васильевна. Она ветеран Трудового фронта Великой Отечественной войны. Награждена орденом Ленина, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Во время войны фашисты сожгли школу и домик Татьяны Васильевны. Сама она поселилась в уцелевшей церковной часовне, где поместился маленький топчан для постели и крошечный столик. Часовня не отапливалась. А школа начала работать в доме колхозницы в деревне Трусово. Условия работы школы были тяжёлые: теснота, духота. Учебников и тетрадей не хватает, ребятишки полуголодные, полуодетые, да и учителя сильно нуждались. Но Татьяна Васильевна сумела подготовить учащихся к выпускным экзаменам. Санова О.Н. вспоминала: «весной 1942 года я, как представитель Районо, пришла на экзамены в Соколовскую начальную школу. Тёплый день 22 мая 1942 года. Цветёт черёмуха. В помещении очень душно, тесно. Мы решаем проводить экзамены на улице. С помощью детей вытащили столы и скамейки на лужайку, доску поставили к дереву. Татьяна Васильевна написала на доске условия задачи и примеры. Ребятишки бедно одетые. Некоторые босые. Поджав ноги, были сосредоточены. Через час задание было выполнено. Результат прекрасный, троек нет».

Вовремя фашисткой оккупации Виноградова Т.В. вывела из окружения трёх командиров Красной Армии. Работая в тяжёлых условиях, пережив личное горе (погиб в концлагере её единственный сын), она находит в себе силы поднять людей на восстановление школы. Сама отправилась в Москву, до Крюково шла пешком, добилась приёма у первого секретаря Ленинградского районного РК ВКП(б), они тогда шествовали над нашим районом, получила наряды на кровлю, гвозди, стекло, на стройку была прислана специальная бригада рабочих. Сколько пеших походов до Солнечногорска и обратно (автобусы тогда не ходили) за каждым гвоздём, паклей и цементом она совершила. Соколовская школа была закрыта в 1978 году.

Липунихская (Дурыкинская) начальная школа. По воспоминаниям Дьяковой О.Н., Курашевой В.Л., Соколовой А.М..

В декабре 1941 года немцы при отступлении сожгли дотла селение Дурыкино. Сгорела и Дурыкинская школа. Всё реже становились воздушные тревоги. Люди возвращались из лесов и убежищ со скудными пожитками, подходили к сгоревшим домам и горько плакали. Но надо было жить, строить жильё, начинать учиться детям.

Летом 1942 года по решению Солнечногорского Роно решено было открыть Дурыкинскую школу в Липунихе, в уцелевшем доме колхозницы Меньшовой К.Н.. К организации школы приступили председатель сельсовета Новожилова Е.В. и назначенная заведующей школой Дьякова О.Н..Кое - как из досок сколотили столы и скамейки. С большим трудом разыскали учебные пособия. Из глубокого тыла с Урала пришла посылка с книгами, тетрадями, ручками и карандашами. Присылали старые вещи: одежду, обувь, платки, одеяла. Сами ученики таскали с пожарищ кирпичи для печки. Сколотили классную доску. Школа поместилась в одной комнате в 35кв. метров. Тут и класс, и раздевалка. Ученики второй смены стояли у порога или просто на улице под дождём, а зимой на морозе. Но дети были счастливы. Опять будут учиться в школе. Наступило первое сентября. Все дети школьного возраста села Липунихи, посёлка 6 мебельной фабрики и Шишовки начали учиться. Для учеников 1класса первый в жизни день в школе. Они пришли кто в чём смог: в телогрейках, стареньких платьицах, некоторые даже босые, книги просто в руках. Им так хотелось читать, писать, рисовать!

В школе было 4 класса, но занимались все в одной комнате в две смены. Один учебник давался на двоих или даже на троих учеников. Часто приходилось писать на обложках тетрадей, на газетных листах. Карт и картин не было, учитель сам на доске рисовал моря, реки, картинки к учебнику. Электричества не было. В тёмное время зажигали лампы, от которых на столы падал слабый свет.На большой перемене дети ели вареную картошку с солью, а кто просто грыз сырую капусту или морковку. Немного позже в школе стали выпекать хлеб и раздавать ученикам по кусочку в 50 граммов. Потом стали варить картофельный суп. Как бережно дети ели этот кусочек хлеба и с таким удовольствием и жадностью хлебали пустой суп. Смотришь и радуешься, что они хоть немного становятся веселее и живее. Школе было присвоено старое название Дурыкинская… шло время. Война подходила к концу, школа росла. Появились настоящие парты, шкаф, карты, библиотека. Школа была закрыта в 1989 году.

 

      Воспоминания Бородиной (Соколовой) Л.П. – ветерана трудового фронта Великой Отечественной войны, ветерана труда, её педагогический стаж 42 года.        

Был конец ноября 1942 года. Я с родителями жила тогда в квартире при Льяловской семилетней школе. Отец мой – Соколов П.К. был директор школы, а мать – Розанова М.Н. – учительница. Наша армия тогда временно отступала. В школе остановились на ночлег военные, колхозники, которые угоняли скот от врага, и беженцы с запада. В 20-х числах ноября к школе подъехала машина с нашими военными и нам сказали, что в школе будет штаб маршала Рокосовского К.К. и они будут готовить кирпичную часть дома, в том числе и нашу квартиру, для размещения штаба.

Мы решили уйти в соседнюю деревню Жилино, где нас приютила тётя Поля Малышкина. Ночевали там одну ночь. В эту ночь всё небо было озарено заревом пожара. Особенно большое зарево было, когда горел дом отдыха «Морозовка». К вечеру 28 ноября в Жилино вошли немцы. На улице было очень холодно. Немцы сразу же начали рыскать по домам в поисках тёплых вещей. Снимали валенки, отрывали меховые воротники у пальто, отнимали рукавицы и другие вещи. На следующий день из домов всех выгнали в лес. Весь день мы пробыли в лесу, рядом непрерывно шёл бой, так как недалеко были наши войска. Вернуться в дом мы уже не могли, там были фашисты. Все дни оккупации мы или прятались в картофелехранилище, или скитались по лесу, ночевали в деревне Никольское, а потом вернулись опять в Жилино. Фашисты отступали, многие дома в деревне фашисты подожгли. И вот вечером 5 декабря 1941 года пришли наши. Это была совершенно обновлённая армия. Все были в новых белых полушубках, валенках, бодрые и подтянутые. 6 декабря мы вернулись в Льялово, в школу, в свою квартиру. Перед нами предстала ужасная картина: два класса на 2-ом этаже были разрушены, выбиты везде стёкла, вокруг школы валялись сломанные парты и столы, разорванные книги и наглядные пособия. Сразу начали приводить всё в порядок. Вскоре возобновились занятия в уцелевших классах и в нашей квартире. Колхоз приступил к ремонту здания. (Воспоминания записаны 20 сентября 1986 года).

 

Воспоминания Зенкиной Ф.Е. (Радумльская школа)

До войны наша семья жила в Радумле. Я работала технической служащей в Бедняковской средней школе (ныне Радумльская). Началась война. Мужа призвали в армию, я осталась с тремя малолетними девочками (старшей было 7 лет). В конце ноября 1941 года фашисты ворвались в деревню. Всё население спряталось в землянку. Теснота, духота, стоны старых людей, детский плач: дети просили есть и пить. Преодолевая страх, я пошла в дом, где у меня было немного муки. Решила испечь детям лепёшек, пеку. Вдруг в дом входит фашист и как набросится на лепёшки. Горячие со сковороды хватает, с жадностью ест. Потом набрал полные карманы и ушёл. Что же мне делать? Чем детишек кормить? Осталось несколько штук, допекла, и, боясь, что фашисты опять придут, спрятала их за пазуху и пошла побыстрее в землянку, чтобы хоть немного покормить детей.

Фашисты рыскали по деревне, грабили население, врывались к нам в землянку, отнимали вещи, особенно тёплую одежду и обувь. У колхозника Василия Павлова стали отбирать фонарь «летучая мышь», он стал сопротивляться, тогда фашист его тут же застрелил. Недалеко от землянки, в самом конце деревни, было старое овощехранилище. Там наши комсомольцы несколько дней прятали двух красноармейцев, а потом ночью осторожно вывели их и спрятали где-то в лесу, и сами скрылись. Об этом знали не все, но кто знал, очень переживал за них.

В декабре 1941 года фашисты стали отступать. Они вывели всех из землянки, загнали в большой сарай и хотели поджечь его. Все плакали, прощались друг с другом. Вдруг услышали стрельбу. Сколько времени прошло не помню, но кто-то открыл дверь сарая, и все бросились бежать кто куда. Около дверей лежали трупы фашистов из охраны. Говорили, что освободили нас партизаны. Опомнившись, подоспевшие немцы погнались за женщинами. Срывали с них пальто и снимали валенки. Нас, несколько человек забрали в плен и погнали под конвоем в деревню Берсеневка. Вдруг налетели наши самолёты. Гитлеровцы разбежались, а народ бросился врассыпную. Я с детьми добежала до скотного двора, мы забились в самый дальний угол, там был маленький хлев. Прикрылись мы соломой и тихо-тихо сидели. Когда установилась тишина, я тихонько вышла, посмотрела: фашистов не видно. Забрала детей и повезла их на санках в Радумлю. Пришла, стою и плачу, от дома нашего осталось пепелище…. И тут, откуда ни возьмись, подбежали два фашиста, схватили санки, да так, что девочки из них вылетели в разные стороны. С санками они пошли грабить деревню. Ночь эту мы провели в доме соседки, который чудом уцелел. Утром я вышла на улицу и вдруг издалека, со стороны деревни Дурыкино услышала русскую речь. Присмотрелась, вижу, что по снежной целине идут наши части. Сколько было радости! Все побежали им навстречу. Плачем, обнимаем, приговариваем: «Ах, вы наши родненькие. Спасители наши дорогие! Спасибо Вам!»Сколько же горя и страданий принесла война! Сколько пролито крови и слёз! Сколько мы натерпелись страха, унижений и оскорблений во время фашисткой оккупации. У меня пять внуков. Я не хочу, чтобы они испытали то, что во время войны испытал наш народ. Нужен мир на всей земле! ( Воспоминания относятся к 80-м годам XX века).

Детсад на Набережной улице.jpg

1942 год. Детсад на Набережной улице, восстановлен после бомбёжки 1-ый этаж. Слева направо: воспитатель Машкова А.В., няня Малинина А., повар Усачёва В.И., воспитатель Туманова И.Н., заведующая Воскобойникова А.Я., воспитатель Голубева Л.И..

Т. Подвойская – лектор музея истории образования. Апрель 2020г.